Нужно уметь слушать свой организм

Томская неделя , от 03.03.1995

Частнопрактикующий врач Виктор Соломатов уже не раз выступал на страницах томских газет. Официальную медицину он называет нетрадиционной, поскольку она не прошла проверку временем, насчитывающим века. А вот медицину восточную и народную он считает традиционной. Даже здесь у него, как видим, свой нетрадиционный взгляд. Сегодняшний наш разговор мы решили посвятить вопросам питания.

- Виктор, как нужно питаться, что нужно есть, чтобы быть здоровым?

- В вопросах питания нужно исходить прежде всего из того, что человек - это животное, наделенное разумом. С этой точки зрения любые рекомендации теряют смысл: ведь никто животному ничего не рекомендует; недельный котенок, оторванный от матери, сам знает, что ему полезно есть, а что не очень. Человеку нужно просто научиться "выключать" свой разум и "слышать" свои животные желания насчет питания. Организм всегда сам подскажет, что ему нужно сейчас, чтобы функционировать оптимально. Кстати, такие случаи, когда организм сам "просит" ту или иную пишу, хорошо известны женщинам, перенесшим беременность, во время которой обостряется природное естество женского организма. Другое дело, что научиться слышать "просьбы" своего организма, очиститься от логики нашего мышления, стереотипов, навязчивой рекламы, от красивых упаковок заморских продуктов - это тоже довольно трудное занятие. Здесь могут быть такие первоначальные рекомендации: стараться следовать природе, поскольку человек - это малая частица этой природы. То есть нужно соблюдать сезонные ритмы в питании: организму в различные времена года нужен разный набор пищи. Противоестественно есть летом квашеную капусту, а зимой - свежую. Нужно стараться есть больше продуктов, растущих в данной местности и нужно придерживаться исторических традиций в питании, сложившихся на данной территории - время это лучший судья и лекарь.

- Но ведь сторонники раздельного питания утверждают: мясо, к примеру, нельзя есть с хлебом, - или вегетарианцы тоже ссылаются на природное естество и традиции.

- Они опускают важную деталь - характерность для данной местности. Вегетарианство поддерживают некоторые школы в буддизме и иудаизме. Эти религии распространены на широте, где можно при помощи растительной пищи восполнить необходимый запас энергии для организма. К тому же эти религиозные школы не запрещают есть мясо совсем. Это уже выдумка наших догматиков. Их религия запрещает убивать живые существа для пищи, но они могут есть мясо животных, погибших от несчастных случаев. Заставить, к примеру, эскимосов быть вегетарианцами - это обречь их на вымирание. При скудной растительности в месте их проживания недостаток витаминов и микроэлементов они могут восполнить в своем рационе, питаясь только сырым мясом и сырой рыбой. Для географической широты нашей местности это тоже неприемлемо. Кстати, и запас энергии у человека на разных географических широтах тоже должен быть разный. На севере, где организм должен преодолевать суровые климатические условия, он должен быть выше, на юге - соответственно ниже.

Сторонники раздельного питания исходят из схоластической теории о кислотной и щелочной среде в желудке. Дескать, одни продукты лучше перерабатываются в кислотной среде, другие - в щелочной. Но ведь так можно додуматься до раздельного восприятия человеческим мозгом окружающей среды. Либо только смотри, либо только слушай. А все вместе - ни-ни - вредно. Просто мы сегодня знаем, что мозг воспринимает слуховые и зрительные сигналы различными своими отделами. Но даже при утрате одного из отделов человеческого мозга, другой берет на себя дополнительную функцию. Что-то подобное происходит и в кишечнике. И лучшим доказательством здесь служат традиции разных народов, проверенные многовековой мудростью. Почти у всех народностей есть пища, напоминающая наши пельмени - мясо в тесте, то, что противопоказано для сторонников раздельного питания.

- Но ведь многие виды продуктов мы раньше не знали, а сегодня мы просто не можем без них обойтись. Взять, например, тот же картофель - наш организм имеет большой потенциал приспосабливаемости к окружающей среде. Но для этого нужно время. И зачастую речь идет о нескольких поколениях. Это во-первых.
А во-вторых, в течение многих лет и веков видоизменяется как биологический объект и тот же картофель. Он претерпел, так называемое, районирование, то есть приспособился к климатическим условиям данной местности. Если мы научимся выращивать в открытом грунте у себя бананы, то они будут гораздо "ближе" и полезнее нашему организму, чем бананы, привезенные из Африки. К тому же сейчас мы используем разные экзотические фрукты как лакомство. А ведь где-то - это основной продукт питания. Попробуйте месяц попитаться одними бананами, и ваш организм явно "запросит" жареной картошки, даже если вы и не беременны. Вспомните армию, особенно те части, где основной упор делается на каши. Что там по ночам готовят себе старослужащие солдаты на кухне? Ее родимую, картошечку.

- А что можно сказать о распорядке приема пищи?

- Есть нужно, когда хочется есть, а не по расписанию. И есть с удовольствием. Не нужно бояться перехватывать на ходу, не нужно бояться есть в сухомятку, не нужно, как рекомендуют, "тщательно прожевывать пищу", подсчитывая в уме количество жевков. Есть разные обстоятельства: в ресторане можно и посмаковать, в другой обстановке можно просто проглотить бутерброд. Важно, чтобы ни то, ни другое не вошло в привычку. Вообще нужно бояться упорядоченности жизни, она и так слишком упорядочена: день-ночь, день-ночь. Зачем себя еще сковывать какими-то рамками? Можно не поесть с утра, но поесть на ночь. Но опять же нельзя, чтобы это стало нормой. При помощи привычки человек решает не физиологические проблемы восполнения затраченной энергии, а свои психологические проблемы. Горе-то от ума. Человеку так удобнее. Но это не всегда полезно. Многие люди делают еду средством борьбы со стрессом. Но это ужа другая песня, И их нужно не учить, их уже нужно лечить.

Кстати, понаблюдайте за детьми 2-3 лет, которые еще не испорчены нашими привычками. Они ведут самый естественный, здоровый образ жизни. По крайней мере, в питании. Не нужно детей учить есть, нам нужно учиться у них это делать.

- Но ведь есть религиозные посты. Это тоже традиция.

- Заниматься самоограничением, поститься при нашем образе жизни, конечно, полезно. Но здесь важно не заниматься насилием над собой. Любое насилие - это зло. Человек религиозный постится с удовольствием в силу своего духовного развития. Мы же, восприняв из этой религиозной традиции только внешнюю сторону, будем истекать желудочным соком, украдкой лазить в холодильник, а потом заниматься самобичеванием за безвольность и в итоге заработаем язву желудка.

- А как относиться к разным методикам, курсам, препаратам для похудения?

- Ну, сначала нужно определить, нужно ли вообще худеть. Формула зависимости веса от роста - это, извините, вредная чушь. Это для молоденьких девочек, которые хотят понравиться молоденьким мальчикам или, учитывая реалии нашего времени, богатеньким дяденькам. Но мы-то говорим о здоровье. А здесь норма у каждого своя. Главный показатель - комфорт, энергичность. Тело человека не должно мешать ему выполнять все его жизненные функции. В идеале человек не должен замечать своего тела, как здоровый человек не замечает своего сердца. В этом смысле даже для взгляда мужчин более привлекательна пусть полная, но энергичная жизнерадостная жена, чем худая, квелая, томная от бессилия нарумяненная девушка.

Здесь мы уже от разговора о здоровье переходим к социальным стереотипам моды. В основе моды закон продолжения рода. И все усилия моды направлены только на создание первоначального впечатления у возможного будущего социального партнера. Это, знаете, как красивые перышки у птичек. Знаю, многие женщины кладут свое здоровье на алтарь моды и не согласятся с этими моими утверждениями. Они скажут, что именно такая фигура, прическа, макияж и одежда придают им уверенность в себе, и все это они делают только для себя. Но отвечу им: желание понравиться окружающим, выбор сексуального партнера часто бывают подсознательными, то есть не осознаются человеком. А уверенность в себе, в своих силах создаются не внешним обликом не новой дорогой шубой, а внутренним духовным содержанием. Внешний облик, одежда могут породить только самоуверенность, на какое-то время обмануть окружающих по поводу внутренней сущности человека.

Социальные стереотипы моды были разными во все века и у всех народов и унесли очень много человеческою здоровья. Посмотрите на живопись древнего мира и эпохи Возрождения. Сравнивая с нашим временем, мы обнаружим совершенно разные эталоны женской красоты. В конце прошлого века тип "тургеневской девушки" характеризовался тем, что они по поводу и без повода падали в обморок. Этакая хрупкость якобы. А на самом деле затянутость в корсеты, которые не давали дышать и прием слабительных лекарств перед выездом на люди, чтобы достигалась некоторая утонченная бледность лица.

Поэтому отток крови от головы и частые обмороки. Уже и в наши времена многие разделы болезней названы именами атрибутов моды: "капроновые" и "джинсовые" болезни. Ими страдали в основном молодые девушки. Чего не сделаешь для подсознательного желания продолжения рода. Но для этого инстинкта гораздо важнее именно здоровье, а не выбор партнера. В общем, и здесь - горе от ума.

- И все же, как похудеть тем, у кого явный излишек веса?

- Нужно менять образ жизни. Я бы сказал, нужно менять философию отношения к жизни. И поменьше увлекаться новыми модными теориями, препаратами и методиками. Прислушивайтесь к своему организму, он вам подскажет.