МКАД убивает Москву

Почему и как это происходит.

Собственный опыт успешного лечения в 1990-1992 годах экологически зависимого контингента – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС – более 200 человек, до сих пор не позволяет отвлечься от проблемы влияния экологии на здоровье.

Начну с неожиданного.
Года 2-3 назад, и сам, и многие мои пациенты, с которыми беседовал на эту тему, обратили внимание на то, что в московских домах практически исчезли тараканы. Еще лет десять назад они были неприятным сопровождением быта. Приходилось принимать разнообразнейшие меры для избавления от них. И вдруг они исчезли. Причем, в первую очередь, в домах окруженных третьим транспортным кольцом. О пропавших тараканах, конечно же, сожалеть не стоит, но что за причина, заставившая их исчезнуть?

Наш медицинский Центр находится внутри этой же зоны – район Москва - Сити. После написания статьи о влиянии на здоровье жары и задымления летом 2010 года вдруг задумался, а почему здесь летом в открытые окна перестали залетать мухи? И понял, что и их не вижу уже лет пять.
Исчезли комары.
Остались только люди, птицы и грызуны.

Объяснение этому нашел только одно – резкое ухудшение экологической обстановки. Да, экологические проблемы были, есть и будут, пока существует человечество, но степень их угрозы жизни и здоровью различна.

В Москве много факторов, не позволяющих полноценно жить – скученность населения, которая уменьшает комфортное психологическое пространство, а оно для жителей России составляет около 70 см. То есть, попадая в метро, человек не может позволить себе психологически расслабиться, подсознательно находится в состоянии оборонительного психологического напряжения. А это происходит практически ежедневно.

Жизнь москвичей съедается временем перемещения от работы и обратно в среднем от 3 до 5 часов в дороге, причем у очень многих. Человек не имеет возможности полноценно отдохнуть, накапливается хроническая усталость.
И наконец, недостаток кислорода, повышенные концентрации угарного газа и токсических веществ от выхлопов автомобилей, расплавленного асфальта, реагентов для таяния снега, которые увеличиваются и увеличиваются из года в год. Происходит постоянное отравление токсинами, происходящее на фоне кислородного голодания. Рушится иммунитет, возросло количество аллергических реакций, количество болеющих простудными заболеваниями, заболеваниями печени, позвоночника, суставов растет не по дням, а по часам.
Простейший тест по поводу того, а чем мы дышим? Просто припомните грязные кузова машин в слякоть. То, что налипает на кузовах, то же самое у нас в легких и печени.

И дело не только в возрастающем количестве машин или аномальных погодных условиях. Конечно же, не стоит скидывать это со счетов, но это не определяющие факторы.
Недостаток кислорода и повышение содержания токсинов в воздухе Москвы обусловлено тем, что город перестал продуваться. Нет притока свежего воздуха и нет оттока отравленного.

Почему, как и когда это произошло?

Любой, кто ездил по полям обращал внимание на шлейф пыли, который тянется за машиной и поднимается на высоту 25-30 метров. Причем за машиной, идущей с незначительной скоростью.
А теперь давайте задумаемся, а что же происходит в пространстве МКАД? Пять полос в одну сторону пять в другую. По ним постоянно передвигаются тяжелые фуры со скоростью около 80-100 км в час, а также множество более мелких, но скоростных машин. Что получаем в результате? Правильно – завихрения воздуха, а точнее воздушный стакан, который не позволяет, как выходить воздуху из Москвы так и не позволяет чистому воздуху проникать в Москву.
Второй такой же воздушный стакан – Садовое кольцо.
И наконец, третьим воздушным стаканом Москву добили совсем – третье транспортное кольцо. Москва окончательно перестала продуваться с введением ТТК в эксплуатацию.
Поддержку правильности понимания существующей ситуации получил в обсуждении этой темы со своими пациентами - специалистами в области аэродинамики.

Последний штрих – обратите внимание на небо внутри Москвы, и как оно меняется после переезда через МКАД. Внутри Москвы оно серо-белесое с рыжим оттенком, и только за пределами МКАД начинаешь понимать, что небо все – таки - голубого цвета.
При подъезде по утрам к месту работы рядом с Москва - Сити, на протяжении нескольких лет, неоднократно наблюдал скопления облаков на уровне 200-250 метров – вокруг строящихся высотных зданий. Как на высокогорье. Как на высоте полутора - двух километров. Но это же – Москва.
То есть получается, что испарения поднялись от земли на 200 метров и потом заново опускаются к нам же. И мы опять дышим тем же, чем выдохнули.

Почему так страшно подействовала жара 2010 года тотальным угнетением иммунитета и повышенной смертностью (см. статью о влиянии жары и задымления в 2010 году)?
Потому что уже несколько лет и без этого катастрофического повышения температуры – было нечем дышать. Кислорода в московском воздухе давным - давно значительно меньше, чем необходимо для полноценных здоровья и жизни. Когда же стало еще меньше того жизненно необходимого малого, чего и так долгие годы не хватало, ослабленные организмы закономерно начали стремительно разрушаться и гибнуть.

Даже если не будет повторения 2010 года, токсическая нагрузка на организмы жителей Москвы не уменьшится и не исчезнет до тех пор, пока не восстановится нормальная воздушная циркуляция, пока не восстановится приток кислорода из пространства окружающего Москву.
Ситуация крайне неприятная, но не безнадежная. С моей точки зрения, ее можно исправить, причем достаточно просто – создать воздушные коридоры на 8 частей света (юг, юго-восток, восток и т.д.) по периметру дорожного кольца. То есть просто напросто увести автомобильные колонны в полукилометровые - километровые подземные туннели. Чтобы воздух свободно перетекал через эти незастроенные просветы над МКАД, как из Москвы, так и внутрь Москвы.

Выбрать места там, где нет постоянно проживающих жителей Подмосковья конечно непросто, но вполне возможно. Периодические токсические удары, во время пробок на МКАД, от растекания воздуха Москвы по округе для Подмосковья в любом случае очень небезвредны, опасны непредсказуемостью. Постоянное же истечение не провоцирует резких нагрузок на организмы и переносится значительно легче.

С моей точки зрения, проблема экологически опасного «воздушного стакана» существует, и решать ее необходимо. Пусть и непросто, и с некоторыми издержками. Но лучше терпеть переносимые неудобства, чем со временем потерять многое, если даже не все. Любой город — это люди, его населяющие. Нет людей - город исчезает. Город, отнимающий здоровье и жизнь опасен, как среда обитания. Но, “Dum spiro - spero” – «Пока дышу – надеюсь».

С уважением
доктор Соломатов Виктор Геннадьевич.